КУЗЬМА-ДЕМЬЯН – РУКОМЕСЛЕННИКИ, КУРЯТНИКИ.
КУЗЬМИНКИ
СВЯТЫЕ КОСМА и ДАМИАН были родом из Малой Азии.
Их отец-язычник умер, когда они были еще маленькими детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать, Феодотия пример матери и чтение святых книг сохранили их в непорочной жизни по закону Господню, Косма и Дамиан взрослели в мужей праведных и добродетельных. Образованные и искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого силою молитвы исцелять душевные и телесные недуги людей, лечить даже животных. С больных, которые лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте». Слава о Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди называли их бессеребренниками.
Однажды святых позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказывались все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии (так звали больную) и по усердной молитве братьев Господь исцелил умирающую, и она встала с одра совершенно здоровой. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия тайне пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы – Отца, Сына и Святого Духа». Услышав Имя Святой Троицы, бессеребренник не посмел отказаться. Косма же, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет. Вскоре исполнилось Косме отходить ко Господу. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через малое время умер и Дамиан. Все оказались в затруднении: где же будет его могила? Но тут пришел верблюд, которого братья когда-то вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради имени Божьего.
По смерти святые бессеребренники совершили много чудес. Жил в Феремане, близ храма Космы и Дамиана, некто Малх. Однажды, собираясь в далекий путь и оставляя свою супругу надолго одну, он молитвенно поручил ее небесному покровительству святых братьев. А враг рода человеческого, вселившись в одного из друзей Малха, задумал погубить женщину. Придя к ней домой, он сказал, что послан Малхом, чтобы проводить ее к нему. Женщина поверила и пошла. Он завел ее в пустынное место и захотел надругаться над ней и убить. Женщина, увидев, что ей грозит опасность, воззвала к Богу. Тогда явились два грозных мужа, и лукавый человек отпустил женщину, бросился бежать, но упал в пропасть. Мужи отвели женщину домой, и на вопрос ее: «Как зовут вас, спасители мои, кого благодарить мне до конца дней моих?» отвечали: «Мы рабы Христовы Косма и Дамиан» – и стали невидимы. С тех пор святые братья почитаются покровителями святости и нерушимости христианского бака, устроителями супружеской жизни, издревле распространено их почитание на Руси.
Кузьминки – об осени одни поминки.
Кузьминки – встреча зимы.
Снежный день обещает будущей весной большой разлив.
Если на Козмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год бедет мороз.
Обычны на эту пору умеренные морозы: Демьянов путь – не путь, а только перепутье.
Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде.
Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.
Не заковать реку зиме без Козмодемьяна.
Козьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом.
Кузьма закует, а Михайло раскует (часто 21 ноября бывает оттепель).
Косма и Дамиан считаются в народе покровителями ремесел, главным образом кузнечного искусства и женского рукоделия. С Кузьмы-Дамиана женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше: «Батюшка Козьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».
Косма и Дамиан – праздник кузнецов.
На Кузьму и Демьяна – куриная смерть (режут кур).
На Козмодемьяна курицу на стол.
Курицу на стол, цыпленка попý.
С этого дня бьют кур на продажу.
Воронежские крестьяне 14 ноября обязательно жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой.
Кузьминки повсюду слыли девическим праздником. В некоторых местах существовал даже обычай, в силу которого девушка-невеста считается в день Космы и Дамиана как бы хозяйкой дома, она приготовляет для семьи кушанья и угощает всех, причем в качестве почетного угощения подается куриная лапша.
На три дня Кузьминок девушки снимали помещение (если еще не начинались регулярные посиделки), устраивали ссыпчину и принимали парней. Полагалось каждой девушке принести из дома что-либо съестное в сыром виде, нередко они обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша.
«Полно девкам чужое пиво варить, пора своё затевать», – говорили, имея в виду девушек на выданье.
Кузьминки продолжались «до света», причем парни, расправившись с приготовленным угощеньем, отправлялись воровать соседних кур. «К покражам такого рода крестьяне относятся снисходительно, и если бранятся, то только для порядка».